Тихое, тёплое место

... вы входите в небольшую комнату. Прямо перед вами - стол, на столе горит свеча, освещая неровным светом разбросанные в беспорядке на столе бумаги. На этом бумажном хаосе лежит книга, раскрытая на последней странице. В комнате тепло и уютно. Удобный стул, стоящий перед столом так и манит присесть. И почему-то вы решили поддаться, сели и начали читать...
Андрей Сербовец

1612: Хроники Смутного Времени



By  Andrey Serbovets     4:18    Labels:, 

Мама, смотри - ангелы!

Прежде всего отмечу, что во многом был подкуплен трейлером, который случайсно оказался на DVD с фильмом 12 Михалкова. Во всяком случае в трейлере мне виделась та же эстетика и атмосфера, которую в своё время дал почувствовать Ежи Гофман в своей картине «Огнем и мечом». Собственно, ради этой атмосферы, ну и конечно же ради батальных сцен, и покупался билет в кино.

1605 г. После смерти царя Бориса Годунова, Лжедмитрий чинит расправу над его семьёй и сам всходит на престол. Но не долго Лжедмитрию правилось — еле год не троне продержался. И его свергают. В России наступает Великая Смута.

Но расправа над семьёй Годуновых не прошла, как оказалось, гладко. Во первых — был свидетель тому — мальчик Андрейка, да и один из польских офицеров решил вдруг спасти для себя любимого дочь покойного царя — Ксению Годунову...

И вот шли годы, Андрейка взрослел, и всё терзался мыслью: «а что там с Ксенией, жива ли она, счастлива ли?». И вот, ему представляется невероятная возможность убедится в том, что с царица (которую всё тот ж офицер надумал посадить на российский престол), жива-здорова, но очень несчастна в плену у поляка, от чего очень страдает, и с подачи старушки-гувернантки пьёт при каждом удобном случае снотворное. Этот же невероятный случай сводит его с испанским артиллеристом — Альваром Борха. Борха выкупает Андрея, но в скоре умирает, попав в засаду, приготовленную разбойниками. Борха убит предателем из своего же отряда, конь уносит его тело в лес, за ним следуют Андрей и татарчук-оруженосец Борха. Для того, чтобы спасти царевну Годунову из лап поляков, он решается на то, чтобы занять место Борха, назвавшись и его именем, проникнуть в ближайшее окружение царевны. Всё хорошо. И одёжка впору пришлась, и фехтует он хорошо (то, как он этому учится — это уже отдельная история), и татарчук-оруженосец рассказывает ему, каков в быту был его хозяин, но в душе-то Андрей остаётся русским... и это его подводит. Теперь ему предстоит похитить царевну и завоевать её сердце...

Вцелом фильм произвёл благоприятное впечатление. И история Андрея/Ксении, и линия польского гетмана (блестяще сыграного Михалом Жебровским) проработаны замечательно. Подбор актёров просто чудесен — в роли князя Пожарского — Михаил Пореченков, Марат Башаров в роли воеводы Наволока, очень яркими и запоминающимися получились образы Альвара Борха в исполнении Рамона Ланга и старика-столпника в исполнении Валерия Золотухина, не раз заставил улыбнуться татарчук-оруженосец Костка в исполнении Артура Смолянинова.

И конечно же, нельзя обойти вниманием батальные сцены. Они очень сильно напоминают Гофмановские, с тем лишь различием, что у Гофмана, как ни удивительно, а кровищи всё ж было меньше. Хотя нет. Кровищи то было у него столько же. Но в 1612 наряду с ней картин зверства намного больше. Чего только стоит книппель, запущенный по головам гусар, когда те врывались в крепость. Не спорю, ход эффектный, но, всё ж, палку перегнули. Явно перегнули.

Очень порадовала тщательность подхода к костюмам. Просто дух захватывает, до чего всё красиво и достоверно сделано. Чего стоят одни польские гусары. Кстати костюмы и сражения — единственные вещи, в которых данный фильм претендует на достоверность, но об этом — чуть позже.

В остальном — это героическая сказка о том, как русские героически давили поляков, несмотря на весь пафос и лучшую оснастку последних. И единорог (не понятно как затесавшийся на земли русские, хотя тварь это исконно европейская), пускай даже и занимавший экранного времени в раза два-три больше, нежели князь Пожарский, кажется является как бы оправданием режиссёра, мол, вот, я не говорю, что этот фильм претендует на стопроцентную достоверность, но отражает лишь этот этап истории вцелом, через антураж, костюмы и т.п.

Подводя своё высказывание к концу, хочется вспомнить несколько больших и не слишком несуразностей. Во-первых, просто поражает Андрей. То ли пространственное вообрадение у юноши хорошо развито, то ль ещё чего, но пролистав фехтовальный трактат на иностранном языке, пускай и с картинками да поймав пару просто чудных галлюцинаций/сновидений, рубить урождённых шляхтичей в капусту, а один раз троих сразу — это сильно. Будучи простым холопом, с бухты-барахты за ночь сделать деревянную пушку — тоже супер (я говорю не о том, что это сделать невозможно, наоборот — в истории были прецеденты использования таких пушек, я говорю о столь развитом инженерном уме простого холопа (в этом же отношении стоит вспомнить и то, что он якобы явился автором книппеля, поубивавшего гусар)), ну а просто снайперский выстрел из этой пушки по пороховому складу противника на следующий день — это, по моему мнению, ни в какие уже ворота не лезет . Я уже не говорю о том, как антуражно он смотрелся в юшмане и красном пиратском платке. Ни дать ни взять Уилл Тёрнер на Руси (эффект усиливается ещё и некоторым сходством Петра Кислова с Орландо Блумом). Но оставим Андрея в покое. Дальше — этот злосчастный единорог. Ну каким местом он пришёлся в русских сказаниях — не понятно. Царевна Годунова — это вообще отдельная история. Я б даже сказал альтернативная — ведь люди Лжедмитрия перебили всё семейство Годуновых. К остальным несуразицам — не присматривался, хотя и уверен, что если присмотреться — найдутся ещё. Однако, с другой стороны, хочется отметить, что несуразицы нужно искать. Если не задаваться задачей их поиска - фильм смотрится очень даже.

Несмотря ни на что, фильм производит исключительно положительное впечатление. В нём есть патриотизм, хотя его-то могло быть и побольше, в нём есть любовь и сражения, есть авантюры и немного волшебства. Он стоит того, чтоб его посмотреть, ведь пускай и погрешив против исторической правды, режиссёр тем не менее даёт нам цельную, яркую и интересную историю. Фильм тянет на твёрдую четвёрку по пятибальной шкале. Хотя, если бы фильм состоял из одной только осады — наверное это была бы пятёрка :)

About Andrey Serbovets

Переводчик и фотограф-любитель из цертральной Украины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий