Тихое, тёплое место

... вы входите в небольшую комнату. Прямо перед вами - стол, на столе горит свеча, освещая неровным светом разбросанные в беспорядке на столе бумаги. На этом бумажном хаосе лежит книга, раскрытая на последней странице. В комнате тепло и уютно. Удобный стул, стоящий перед столом так и манит присесть. И почему-то вы решили поддаться, сели и начали читать...
Андрей Сербовец

Иван Ефремов «Лезвие Бритвы»



By  Andrey Serbovets     23:32    Labels:,, 
Обложка издания 1992 г.
Оформление — © Л. Н. Константинов
Сегодня по пути на работу дочитал последние страницы этой книги. Они, кстати, окончательно попортили положительное было впечатление о ней. Но обо всём по порядку.

В предисловии автор заинтересовал тем, что предупредил о наполненности его творения научно-популярной информацией, данной в виде лекций и монологов, что может несколько усложнить восприятие произведения. Сказать по чести, я не считал и до этого "Лезвие Бритвы" лёгким чтивом, поскольку рассказывали мне об этой книге как о чем-то крайне замечательном. Так что интерес к чтению только подогрелся.

И действительно, здесь и применение ЛСД в психологии, и критика Фрейда, и мысли и интересные факты о йоге и гипнозе. Действительно интересно и познавательно.

В частности, автор упоминает один опыт психоневролога профессора М. И. Аствацатурова, излечившего психический паралич эмоциональным перенапряжением пациента. Вкратце: была некая женщина, которую разбил паралич после смерти ребёнка. Она могла слышать и видеть, на была не в состоянии двигаться. Как лечившие её врачи ни бились, толку от их лечения было мало, так что Аствацатуров оставался её последней надеждой. Целую неделю профессор мучил пациентку ожиданием, нагнетая обстановку. Потом попросил объявить больной, что он готов её лечить. Женщину перенесли в отдельную комнату, посадили в кресло, сказали, что «сам» сейчас войдёт через дверь и чудом её вылечит. Он прошло 15 минут, пол-часа, а дверь так и не открывалась. Ожидание становилось всё томительнее и напряженнее. И тут дверь с шумом распахивает и влетает высоченный Аствацатуров, быстро подходит к пациентке и кричит ей: «Встать!». Больная встала, сделала шаг и упала. Дальше долечить её было уже делом нетрудным. Специально погуглил и нашёл даже фотографию этого человека... что я могу сказать, автор описал его достаточно точно. По эксперименту, к несчастью, данных не нашёл. 

Сюжетных линий несколько: условно разделю их на "советскую", "итальянскую" и "индийскую". Советская - линия Гирина и его в последствии жены Симы, геолога Ивернева. Итальянская сюжетная линия - линия компании авантюристов: художника Чезаре Пирелли, его жены Леа и подруги Сандры. И, наконец, "индийская" - линия скульптора Даярама Рамамурти и его красавицы-возлюбленной Тиллотамы. Изначально сюжетные линии идут параллельно, но уже во второй половине романа судьба сводит вместе итальянцев и индусов, а ближе к концу произведения - к ним присоединяются и русские герои. Соединяются эти линии вокруг древнего артефакта эпохи Александра Македонского - т.н. "черной короны". Легенда гласит, что Александр, вторгшись в Индию, в какой-то момент нашёл какой-то очень древний храм, в котором находилась эта корона. У неё было одно интересное свойство, но в общем и целом — в романе она проходит как обыкновеннейшая археологическа ценность.

Однако, как бы интересно не описывались научные изыскания Гирина, какое бы участие не вызывала любовь Даярама и Тиллотамы, и как бы увлекательно не читались приключения итальянцев в погоне за алмазами, сюжет в этой книге - вторичен. После того, как переворачиваешь последнюю страницу это становится очевидно. Несмотря на то, что он интересен, книга завязана совершенно не на нём и писалась, судя по всему, не ради него.

В этой книге внимание акцентируется прежде всего на тех взглядах и рассуждениях, которые автор высказывает устами своих персонажей. Среди них есть и довольно любопытные: по поводу "красоты как высшей целесообразности", в частности, и восприятии этого в современном мире.

Ну вот, к примеру, об обуви на каблуке (говорят, она красит некоторых женщин :)): «Что вы можете сказать, кроме того, что каблуки удлинняют ногу и делают маленькую женщину выше? Но ведь и высокие выглядят лучше на каблуках. Почему же так важно это удлиннение ног? Не просто удлиннение, а изменение пропорции ноги — вот в чем суть каблука. Удлинняется голень, которая становится значительно длиннее бедра. Такое соотношение голени и бедра есть приспособление к бегу, быстрому, легкому и долгому, тоесть успешной охоте. ... Наше эстетическое восприятие каблука доказывает, что мы происходим от древних бегунов и охотников, обитателей скал, — это подсозательное воспоминание о совершенстве в беге.»

Амадео Мацари, прототип внешности Гирина.
В остальном, Гирин писался с А. П. Быстрова,
хирурга и анатома.
Красной нитью через весь роман проходит образ некоего "лезвия" - золотой середины между двумя крайностями. И тут не согласиться с автором невозможно - мера должна быть во всём, и часто она - как раз такой баланс на тонкой грани.

В общем и целом, роман читается достаточно хорошо: ненавязчивый сюжет, сдобренный множеством научных фактов и рассуждений по их поводу... Однако последняя глава превращают книгу скорее в "диамат для чайников" (пардон, за такое клеймо, это попытка охарактеризовать книгу наиболее кратко). В принципе не удивительно - написана-то книга в далёком 1963 г. Роман этот, несмотря на то, что местами классифицируется как фантастический, в современном понимании является скорее приключенческим, местами с претензией на шпионский. Но суть, повторюсь, не в сюжете, а в той сумме мыслей и научных фактов, которые автор излагает устами героев. В общем если есть желание почерпнуть новые мысли из благополучно ушедшего времени - эта книга, думаю, будет к месту.

P/S В последствии нашёл небольшую интересную подборку фактов по творчеству Ефремова. Говорится там и о «Лезвии бритвы». В частности, есть указания на прототипы персонажей: к примеру, психофизиолога Гирина автор «рисовал» с итальянского актёра Амадео Мацари. 

About Andrey Serbovets

Переводчик и фотограф-любитель из цертральной Украины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий