Canon 450D: из личного опыта

Этот обзор писался на конкурс на dpk.com.ua, но звёзд в итоге не схватил по понятным причинам :). В общем:
Cвой Canon EOS Digital Rebel XSi (маркировка для EOS 450D в США) был куплен в почти что противоположной точке земного шара около 2-х лет назад. Тогда встал выбор между двумя китами: Canon EOS 450D + Canon EF-S 18-55 mm f/3.5-5.6 IS и Canon EOS 400D + Canon EF-S 18-55 mm f/3.5-5.6 + Canon EF 75-300mm f/4-5.6. Наобум был куплен первый, и в итоге оказалось, что не зря — чудный фотоаппарат оказался за свои деньги (порядка $700 на тот момент).
Canon Digital Rebel XSi с присоединённым объективом Canon EF-S 15-55 mm f/3.5-5.6 IS. Фото: Wikipedia
Canon EOS Digital Rebel XSi с присоединённым объективом Canon EF-S 15-55 mm f/3.5-5.6 IS
Фото: Wikipedia 

Немного о матрице
Что первое бросилось в глаза на коробке — так это цифра 12.2 около слова megapixels — значит снимки должны быть по идее хорошо детализированы (и размером 4290х2856 :)). Матрица — APS-C (Canon) с кроп-фактором 1.6x, т.е. матрица в 1.6 раз меньше, чем полнокадровая, и китовый объектив с диапазоном фокусных расстояний (ФР) 18-55 mm на такой матрице будет как работать как (18-55)*1.6 = 24-88 mm. Под «работать» подразумевается, что угол обзора объектива будет таким как у объектива с этим пересчитанным диапазоном ФР. Именно потому некоторые фотографы и предпочитают покупать качественные «кропнутые» тушки, Canon EOS 7D, к примеру. Ведь с их помощью можно получить классное телефото — объектив с ФР 300 мм будет по факту иметь угол обзора объектива в 480 мм, а это «дальнобойность» в полтора раза большая.
В последствии также выяснилось, что счастье не в количестве пикселей на матрице, а в их величине. Это ведь очень влияет на поведение фотоаппарата при слабом освещении. В том числе и поэтому APS-C матрица 12.2 Мп куда как «слабее», чем аналогичная полнокадровая: площади разные, и размер пикселей в последнем случае больше (соответственно, они могут собрать больше света за единицу времени). В итоге — на не-полнокадровых решениях очень остро стоит проблема шума. Она как-бы решается обработкой снимка процессором фотоаппарата, но тем не менее.
Диапазон светочувствительности у матрицы Canon EOS 450D — ISO 100-1600 c шагом в один стоп (100, 200, 400, 800, 1600) + режим AUTO. И «приемлемый» шум при выключенном встроенном «шумодаве» появляется уже на ISO 400. В общем и целом, это соответствует общей закономерности, гласящей, что «приемлемый шум» появляется на снимках примерно на «пол-пути» диапазона ISO матрицы. В любом случае, у фотоаппарата есть чудный шумодав, который, хотя и уменьшает скорость съёмки, полностью отрабатывает потерю во времени качеством своей работы.
В фотоаппарате есть также встроенный фирменный «пылетряс» EOS. Несмотря на то, что он слегка потряхивает матрицу при включении и выключении фотоаппарата, пыли на ней в итоге — неизбежный минимум.
Корпус, органы управления
Корпус выполнен из пластика с резиновыми/виниловыми/whatever накладками на хвате. «Кропнутая» матрица позволила сделать корпус чуть компактнее, чем у полнокадровых решений, а материал — уменьшить вес. Ручка хвата у фотоаппарата высокая, достаточно хорошо сидит в руке, в том числе и потому, что сзади она слегка выпирает. Ну а разница  удобстве между Canon EOS 450D + последующие модели начального уровня и магниевыми кирпичами из полу-профессиональных Canon EOS XXD или профессиональной линейки EOS XD (недавно вышедший EOS 60D выполнен из армированного пластика, но в руках его не довелось подержать, в отличии от Canon EOS 50D и Canon EOS 5D Mk II, о том каким квадратным монстром выглядит Canon EOS 1D Mk IV — вообще молчу. Никому не в обиду, так и есть и виной тому вполне объективные причины).
Соответственно, корпус Canon EOS 450D не является влаго-пылезащищённым. Справа на торце корпуса находим крышку слота для карт SD (к слову, фотоаппарат также поддерживает SDHC), на противоположном торце — резиновую заглушку, за которой спрятаны порт miniUSB, видео-выход и разъём для подключения тросика. В «дне» находим резьбовое соединения для штатива и «люк» аккумуляторного отсека.
Камера поддерживает все объективы с байонетами EF и EF-S.
Canon EOS Digital Rebel XSi с присоединённым объективом Canon EF-S 15-55 mm f/3.5-5.6 IS.
Вид в 3/4. Фото: DigiCamReview.com.
Кнопки управления функциями фотоаппарата расположены достаточно удобно: возле кнопки спуска затвора вынесены переключатель-колёсик кнопка управления ISO, рядом же — лимб режимов и выключатель. В итоге, с фотоаппаратом можно управляться практически одной рукой — большим пальцем можно вращать лимб и пользоваться выключателем, в то время как указательным пальцем легко можно вращать колёсико и подстроить ISO.
Как видно на фотографии ниже, практически все кнопки управления на задней панели фотоаппарата тоже вынесены на правую часть задней панели фотоаппарата.
Canon EOS Digital Rebel XSi. Вид сзади. Фото: DigiCamReview.com.
На задней панели фотоаппарата перво-наперво взгляд привлекает экран с диагональю 3". К слову, в солнечную погоду он практически не читаем, что вдвойне обидно, учитывая то, что на него, кроме превью снимков, выводится и «приборная доска» (текущие значения выдержки/диафрагмы/ISO, экспокоррекция, режим съёмки, установки баланса белого/экспозамера/автофокуса, используемый цветовой профиль, индикатор батареи, формат снимка и количество кадров, оставшихся на flash-карте). Благо, большинство параметров съёмки также выводится и в информационную строку видоискателя, и можно их настраивать не отвлекаясь. Над экраном, слева от видоискателя — кнопки меню и вывода дополнительных данных на экран (DISP.). Справа от экрана кнопки экспокоррекции (Av ±), настройки баланса белого, 4 кнопки «курсора», к которым прилеплены ещё и дополнительные функции (управление экспозамером, автофокусом, цветовыми профилями и режимом съёмки) с кнопкой SET посередине, которая среди прочего включает режим LiveVIew (о нём — дальше). Под этой всей радостью сидят ещё две кнопки — просмотра фотографий и удаления. В верхней части, около накладки хвата — 2 кнопки, управляющие точками фокусировки, фикцацией экспозиции, масштабом картинки и фокусировкой в режиме LiveView.
LiveView
Раз уж речь зашла о LiveView, скажу немного о нём. На самом деле — это функция спорной необходимости в конкретно этом фотоаппарате. На то есть как минимум 2 причины. Первая: экран на задней панели фотоаппарата — фиксированный, т.е. не поворотный, как у Canon 60D. А это снижает удобство съёмки с позиций «фотоаппарат на вытянутых руках над головой», очень распространённой при съёмке, к примеру концертов из толпы, когда пробраться под сцену проблемно, и «фотоаппарат под ногами, ложиться на пузо влом», что является одним из случаев при съёмке макро. А если ещё добавить сюда трудночитаемый на солнце экран… В общем, единственное применение, которое я этой функции нашёл — съёмка в связке с компьютером, когда изображение выводится напрямую на дисплей последнего и есть возможность управлять параметрами камеры удалённо, в т.ч. точно подстраивать фокус при 10-кратном увеличении изображения. К слову, в зеркальниках, снимающих видео эта функция более чем оправдана: ведь для того, чтобы начать съёмку видео, нужно опустить зеркало, а значит — через видоискатель мы ничего не увидим.
Вспышка
У фотоаппарата есть своя встроенная вспышка. Если не изменяет память, ведущее число — 13 (счастливое :)). В общем и целом это означает, что при ISO 100 (да, и диафрагме f/1, но это опустим) можно получить нормально высветленный объект на расстоянии 13 метров от камеры. Сила пыхания (хотя скорее скорость, насколько я помню) регулируется кнопкой фиксации экспозиции (*) в тех режимах, где она доступна (все «полуавтоматические» режимы — A-DEP, Av, Tv, P) следующим образом: наводим центральный датчик автофокуса на то место, которое в идеале должно быть белым, нажимаем *, снимаем — вспышка пыхает ровно настолько, чтобы место, по которому замерялись было нормально высвечено. Соответственно, если поэкспериментировать — можно достаточно хорошо научиться контролировать силу вспышки.
Режимы экспозамера
Фотоаппарат может осуществлять экспозамер в 4-х режимах: центральновзвешенный, точечный, частичный и оценочный. Их основное отличие — та площадь, с которой собирается информация об освещённости сцены (и итоговая контрастность снимка).
— Оценочный. Информация об освещении собирается по всей площади кадра, а потом усредняется. В итоге — можно получить вполне сносные снимки даже подсвеченных сзади объёктов. Именно в этом режиме производится экспозамер в режимах-«автоматах».
— Центральновзвешенный. Собирает информацию о средней освещённости кадра с приоритетом центральной области примерно в 75%, а краёв кадра — 25%.
— Частичный. Размер области, с которой собирается информация об освещённости — окружность около 10% от величины кадра в его центре. Это получается примерно круг, вписанная в ромб, образуемый датчиками автофокуса.
— Точечный размер. Замер производится на площади 4% процента кадра. Это область, ограниченная окружностью, нанесённой на видоискатель вокруг центрального датчика фокусировки.
Чаще всего использовал центральновзвешенный экспозамер и точечный. Точечный, кстати, появился в линейке камер начального уровня впервые именно в Canon EOS 450D.
Автофокус
Для выбора доступны 3 режима автофокуса: ONE SHOT (единоразовая наводка по указанному датчику фокусировки при наполовину нажатой кнопке спуска, рассчитан на съёмку неподвижных объектов), AI FOCUS (фотоаппарат пытается определить, движется объект или нет и соответственно выбирает режим ONE SHOT или AI-SERVO) и AI SERVO («следящий» автофокус, подходит для непрерывной фокусировки при съёмке движущихся объектов). Опять же, в большинстве случаев можно обойтись первым режимом, как показал опыт. Исключение уж очень динамичный спорт, типа фигурного катания, хоккея, футбола и так далее. Концерты снимались c ONE SHOT на ура. В отличие от спортсменов, даже самый заводной вокалист может скакать непрерывно по сцене не больше 5 минут, а в паузах его можно фотографировать без опасений за качество кадра. Опять же, умеренно прикрытая диафрагма и вспышка помогут получить приемлемую глубину резкости в случае, если кого-то чуть-чуть шатает на сцене.
Режимы съёмки
На лимбе находим 4 «полуавтоматических» режима (A-DEP, Av, Tv, P), ручной (М), автоматический («зелёный прямоугольник» — автомат во всём и всегда, даже вспышку оттопыривает, если считает, что света недостаточно), и набор «профильных» автоматических режимов: портрет, пейзаж, макр, спорт, ночная съёмка и автомат с принудительным отключением вспышки. Av и Tv — приоритет диафрагмы и выдержки соответственно, P — режим «программа» (диафрагма и выдержка устанавливаются фотоаппаратом, всё остальное — пользователем), A-DEP — режим автоматического контроля глубины резкости. Этот режим интересен тем, что по сути является несколько «продвинутой» версией режима P. Продвинутость его заключается в автоматическом контроле глубины резкости: в видоискателе совмещаем датчики фокусировки с разноудалёнными объектами, и автоматика сама определяет соотношение выдержки и диафрагмы для получения глубины резкости достаточной, чтобы все объекты были в фокусе. Как бы то ни было, несмотря на его продвинутость, этим режимом съёмки я не пользовался вообще ни разу за все 2.5 года, что провёл с этим фотоаппаратом.
Съёмку пожно осуществлять покадрово, серийно (скорость — около 3.5 кадров в секунду до заполнения буфера, о величине его, я, кстати, никогда не задумывался), с дистанционным спуском/автоспуском по таймеру (10 секунд), 2-х секундной задержкой автоспуска и серийно с автоспуском (количество секунд задержки при этом равно количеству в последствии отснятых кадров, если память не изменяет). Последний режим особенно порадовал. Пару раз ходил фотографировать молнии с его помощью. Ставишь фотоаппарат на 10 кадров после автоспуска, выдержку в 30 секунд, и стоишь наслаждаешься картиной, пока он трудится в течении 3-х минут в среднем.
К слову о диапазоне выдержек фотоаппарата — он составляет от 30 до 1/4000 сек. с шагом изменения в 1/2-1/3 стопа + BULB (затвор открыт, пока держим кнопку спуска на фотоаппарате или тросике/пульте).
Поддерживается съёмка в RAW (*.cr2) и Jpeg разной степени сжатия, а также в оба формата одновременно.
Дополнительные «плюшки»
Пройдясь по меню фотоаппарата (не то, чтобы слишком интуитивному) находим, что он ещё умеет: убирать «эффект красных глаз», делать автобрекетинг экспозиции, компенсировать экспозицию при съёмке со вспышкой, и ещё кучу всяких полезных и не очень кунштюков. Также, хорошего слова заслуживает встроенная система подавления шумов, работающая при любом ISO, заточенная под высокие.
Highligt tone priority и Auto Lighting Optimizer
Не буду описывать подробно меню дополнительных настроек фотоаппарата и плюшек, которые можно там включить по той простой причине, что практически не пользуюсь меню дополнительных настроек — установил всё так, как считал нужным один раз и чувствую себя нормально до сих пор. Скажу только о 2-х функциях, которые со временем решил отключить за ненадобностью: это Highlight Tone Priority («приоритет светов», как перевели её название) и Auto Lighting Optimizer (автокоррекция яркости). Первая — обеспечивает более плавные градации в светлых областях, но расплатой может послужить большее количество шума в тёмных областях. Вторая — обеспечивает автоматическую коррекцию яркости и контрастности в случае, если снимок недоэкспонирован (работает только при съёмке в JPEG).
PictureStyle
В фотоаппарате также реализована поддержка PictureStyle, т.е. можно сохранить предустановки насыщенности цветов, контрастности. яркости, шарпа и др. в отдельные профили для пущего удобства использования.
Объектив Canon EF-S 18-55 mm f/3.5-5.6 IS
Теперь — немного о китовой оптике.
Canon 18-55 mm f/3.5-5.6 IS
Объектив Canon EF-S 15-55 mm f/3.5-5.6 IS, Фото: Wikipedia
Canon EF-S 18-55 mm f/3.5-5.6 IS — это представитель уже 3-его (вроде) поколения китовых объективов 18-55 mm марки Canon c байонетом EF-S, обретший с последним обновлением встроенную систему стабилизации изображения. Таким образом, получился один из лучших объективов начального уровня: умеренно-светосильный (f/3.5-5.6), покрывает диапазон фокусных расстояний от умеренного широкого угла (28 mm) до начала диапазона телефото (88 mm), оптическая стабилизация даёт преимущество в 2 ступени. Начинать с такого объектива — одно удовольствие. На широком угле есть небольшие искажения, но они вполне терпимы, плюс дают возможность создать характерную «затягивающую» перспективу. «Дальний» конец — неплохой портретный вариант, даже в счёт относительно маленькой диафрагмы f/5.6. В любом случае, этим объективом я отснял первый год, и снимал всё, от пейзажей/портретов до концертов и спортивных мероприятий. Не то, чтобы всё отснялось гладко, но в итоге стало понятно, что надо для тех или иных целей. «Образовательный» объектив, в общем.
Заключительная часть
В общем и целом — Canon EOS 450D — это в своё время был чудный зеркальный фотоаппарат начального уровня. Но сейчас, думаю, стоит взять себе следующие модели линейки — EOS 500D или 550D. Возможно, функцией видеозаписи вы никогда и не будете пользоваться (это о EOS 550D), однако у фотоаппаратов следующего поколения есть несколько веских преимуществ, в том числе — более энергоэффективный и мощный процессор DIGIC 4 (в Canon EOS 450D стоит DIGIC III) в обоих фотоаппаратах + более продвинутая матрица в EOS 550D.

В этом месяце читают